Печать

ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ

В статье рассматриваются социальные аспекты молодежного туризма, как средства социализации молодежи, профессионального самоутверждения, укрепления студенческих межрегиональных связей

Студенческиетоды — наиболее яркий период жизни молодых людей, потому что сочетают свободу личностных проявлений и интересов с ответственностью за свои поступки, выбор профессии, социально значимые действия, например, волонтерскую деятельность, или возможность бесцельного неподотчетного родителям времяпрепровождения. Приоритеты каждый выбирает сам, однако, общество, государство, родительская общественность, молодежные объединения не должны самоустраняться от содействия в правильном самоопределении молодых людей.

В средневековье считалось, что молодой ремесленник сможет получить статус признанного мастера своего дела, только в процессе странствий по чужим землям, где должен себя зарекомендовать, как профессионал и умелец. В царской России обязательными были путешествия университетских выпускников в Европу или Новый свет для ознакомления с зарубежным опытом. В недавнее советское время популярными были путешествия учащихся и студентов в регионы России для ознакомления с Родиной, ее людьми, историческими достопримечательностями, природой, промышленностью, сельским хозяйством. У нас есть все основания считать, что этот опыт не должен быть утрачен и потому в 2012 году Департамент образования города Москвы на базе Московского городского педагогического университета открыл Городскую инновационную площадку по теме: «Внедрение межвузовских программ студенческой мобильности, обеспечивающей адаптацию на рынке труда и трудоустройство выпускников, в том числе инвалидов». В основе ее деятельности — авторский проект, базирующийся на предшествующем опыте, ставящий перед собой в числе первостепенных задач создание организационных условий для межрегиональных межвузовских обменов организованными студенческими группами, как в период летних каникул, так и в учебное время, разработку программномето дического обеспечения обменов на компенсационной основе на принципах взаимозамещения, создание экспериментальных студенческих турбюро на базе МГПУ, МГППУ, городских колледжей, специальных школинтернатов (не менее 10ти в течение 2012 г.), обеспечивающих занятость (полную, неполную, временную, эпизодическую) студентов вузов, в том числе — с ограниченными возможностями здоровья.

 

Для реализации задач предполагается формирование временного исследовательского коллектива специалистов, включая студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников,представителей профильных организаций (служб занятости, туриндустрии, доп. образования и др.), разработка пакета инструктивнометодических и рекламноинформационных материалов, их тиражирование, проведение установочного семинара с представителями студенческих объединений, профильных организаций, в том числе общественных, работающих в данной проблематике, организация теле, радиопрограмм на московских и региональных каналах с целью популяризации проекта, участие в профильных круглых столах, конференциях, форумах, обеспечение взаимодействия с профильными учреждениями городских департаментов семейной и молодежной политики, социальной защиты населения, здравоохранения, трудоустройства и занятости, комитета по туризму, Московской торговопромышленной палаты, благотворительного фонда «Парилис», органами местного самоуправлениями, представителями депутатского корпуса, зарубежными партнерами, организационносодержательное обеспечение пилотных межвузовских обменов (не менее двух в каникулярное время и не менее четырех в учебное время, в том числе в Тверской и Ярославской областях), создание экспериментальных студенческих турбюро (не менее 4х в период 2012 г.), формирование коллектива волонтеров для сферы молодежного и социального туризма, как кадрового ресурса для туриндустрии города Москвы и профильных общественногосударственных структур.

Летом 2012 года в рамках реализации программы Городской инновационной площадки были проведены молодежные путешествия на озеро Селигер и по городам северозапада России. Вероятно, нет в России людей, не знающих о том, что на озере Селигер, в Тверской области, ежегодно проходят многотысячные молодежные форумы. Но не многие знают о том, что на этом же озере на территории Федерального природного заповедника на инициативных началах вот уже 19 лет организуются экологические экспедиции, которые собирают более сотни московских школьников, обучающихся колледжей, студентов для природоохранной и другой общественнополезной работы в лесу. В их числе и те, чьи психофизические возможности ограничены, включая нарушения функций опорнодвигательного аппарата, т.е. передвигающиеся на колясках. Принято считать, что в полевых условиях могут находиться только физически здоровые люди, а мы доказали обратное. Точнее не мы, организаторы экспедиции, а они сами, способные не только ночевать в туристских палатках, готовить пищу в полевых условиях, но и выполнять посильную природоохранную и просветительскую работу (далеко не все местные жители и отдыхающие москвичи знают, как себя вести в лесу, приучены убирать за собой бытовой мусор). Мы уже не говорим о путешествиях на байдарках и яхте в экипажах со своими сверстниками из общеобразовательных школ и колледжей, о песнях и душевных беседах у туристского костра.

На берегу озера был проведен импровизированный круглый стол, на котором обсуждались проблемы молодежной политики, экологического воспитания, студенческой мобильности, трудоустройства выпускников колледжей и вузов. Думаем, что не каждая официальная встреча по вопросам экологии даже в городских условиях может проходить с непосредственным участием регионального министра природопользования. А мы этот факт отмечаем особо. Да, нам очень повезло, что все эти годы наша экологическая работа в заповеднике осуществляется при помощи, поддержке, внимании и заботе Николая Павловича Протасова, который все эти годы руководил Государственным опытноохотничьим хозяйством «Селигер», а сейчас принял участие в работе круглого стола уже в ранге министра природопользования Тверской области.

Особая тема обсуждения — интеграция молодых инвалидов в социум, возрождение культуры адекватного общественного восприятия лиц с инвалидностью, возможность получения профессионального образования и будущей трудовой реализации. Поэтому не случайно в обсуждении принял участие декан факультета дистанционного обучения Московского психологопедаго гического университета Бронюс Броневич Айсмонтас, а также молодые инвалиды — студенты факультета, их родители и даже будущие абитуриенты, другие сотрудники деканата, московские школьники и их руководители, не первый год, выезжающие на Селигер. В их числе — Елена Юрьевна Поживилова, учитель математики школы № 1918 из Митино, Георгий Андреевич Васенин, молодой учитель физкультуры школы здоровья № 27 из Ясенево. Кстати, Георгий Андреевич работает над кандидатской диссертацией по здоровьес берегающим технологиям, а другой участник — Александр Сергеевич Пугачев, научный сотрудник НИИ развития профессионального образования, уже закончил работу над диссертацией по нашей тематике. Абсолютно уместным было участие руководителя студенческой группы волонтеров из московского Колледжа по подготовке социальных работников №16 Елены Игоревны Твалтва'дзе. Именно ее волонтеры опекали группу молодых инвалидов из МГППУ. Особо отмечаем участие Юрия Николаевича Баусова, помощника ректора МГППУ по вопросам инклюзивного образования, руководителя Ассоциации молодежных инвалидных организаций «АМИО», человека, который знает о проблемах инвалидов не понаслышке. Его пример адекватного успешного общественно активного высокопрофессионального специалиста и научного работника, увлекающегося путешествиями (организатора и участника автопробега инвалидовопорников по маршруту Москва — Сахалин) был особо убедителен для студентов.

С благодарностью отмечаем участие в работе Круглого стола и организации экологической экспедиции 2012 года Ирины Валерьевны Бересневой, педагогаорганизатора Центра досуга и творчества молодежи «Россия» Департамента семейной и молодежной политики города Москвы. Именно этот Центр, его директор Татьяна Владимировна Просто молотова, НИИ развития профессионального образования, и.о. директора профессор Константин Анатольевич Скворчевский и руководитель муниципалитета района Вешняки ВАО города Москвы Алексей Владимирович Офицеров обеспечили успешное проведение и экологической экспедиции и тематического Круглого стола.

Важным было и участие Марины Игоревны Сельванюк, директора Финансового колледжа города Осташкова — столицы Селигерского края, которая подтвердила свою готовность к сотрудничеству и напомнила о том, что колледж располагает общежитием на 300 мест и готов принимать студентов и учащихся всей России.

Участниками круглого стола были и представители Московского Дома общественных организаций Комитета общественных связей города Москвы — Юлия Сергеевна Гусева, директор Волонтерского центра Сочи2014 МГГУ им. М.А. Шолохова — Елена Васильевна Крутицкая и директор ГООХ «Селигер» — Александр Николаевич Протасов, который в порядке преемственности продолжает опеку нашей экологической экспедиции. НИИ развития профессионального образования представляли: начальник отдела — профессор Марина Сергеевна Савина, зав. лабораторией — Александр Яковлевич Миндель, научный сотрудник — Пугачев Александр Сергеевич, лаборантисследователь — Сергей Андреевич Горланов.
Круглый стол проводился в период, когда вопросы работы с молодежью и социализации молодых инвалидов стоят особенно остро и являются одними из первоочередных для решения с участием государства. Именно сейчас Московская торговопромышленная палата выступила с инициативой разработки специального закона города Москвы по развитию социального туризма. Именно сейчас, в летний период особенно остро стоит вопрос об организации содержательного отдыха детей и проблемах, связанных с невыполнимыми (не профессионально составленными и несуразными по сути) требованиями СаНПиНа для палаточных лагерей. Поэтому наш круглый стол был проведен в настоящих полевых условиях экспедиционного лагеря, чтобы продемонстрировать на месте, что полевой лагерь может быть безопасным для детей, подростков, молодежи и обеспечивать не только полноценный отдых, но и эффективное воспитание через создание организацион нопедагогических условий. Эти условия обеспечивают проявление детской инициативы и самостоятельности под ненавязчивым контролем взрослых, а также выполнение общественнополезной работы,в том числе,связанной с обеспечением быта. Такая работа формирует не только адекватное отношение к труду, но и интерес к конкретным профессиям (педагога, социального работника, психолога, фотографа, повара, спасателя, врача, водителя, механика, столяра, слесаря, эколога, охотоведа и др.), стимулируя процесс профессиональной ориентации. Такие мероприятия имеют особое значение для обучающихся колледжей. С одной стороны это еще несовершеннолетние юноши и девушки, такие же, как и учащиеся старших классов общеобразовательных школ, но, с другой стороны, это уже молодые люди, принявшие первое ответственное решение, связанное с выбором профессии, а потому им нужно создавать педагогические ситуации для личностного самоутверждения. Условия полевых экспедиций и путешествий для этого наиболее благоприятны, особенно если в их программу будет заложена деятельность прямо или косвенно связанная с будущей профессией или простой опекой более младших. При этом надо понимать, что выездные туристские мероприятий организуются не для детей с поведенческими отклонениями, а для обычных детей с нормальным поведением, большинство из которых гиперактивны и нуждается в конкретном приложении сил. Но организация самодеятельных туристских мероприятий требует не только признания их значимости и целесообразности, но и смелых управленческих решений. Ведь гораздо спокойнее для чиновников выкупить дорогостоящие путевки в стационарных лагерях, чем выделить в десятикратно меньшем объеме средства на финансирование самодеятельных туристских мероприятий, не распространяя требования вышеуказанных санитарных требований, исключающих детскую самодеятельность и приравнивая их к стационарным лагерям отдыха. Так, например, поступил Департамент образования, профинансировав туристские путешествия учащихся в обычном порядке, но отказался делать Департамент семейной и молодежной политики, оставив без внимания обращения муниципальных и общественных организаций в форме своевременно поданных официальных заявок.

Закончилось лето — пора странствий, мы осмысливаем его результаты, составляем планы на будущее, особенно в части организации межрегиональных межвузовских обменов на основе взаимозамещения, при которых осуществляются, говоря упрощенно обычные гостевые поездки, например, студенты из педагогического института Москвы едут в Педагогический институт Ярославля в одно и тоже время и размещаются в студенческих общежитиях и лекционных аудиториях на местах выехавших к ним студентов из Ярославля.
Время обучения в вузе или колледже наиболее благоприятно для путешествий. Причем не только в каникулярное время с целью отдыха, но и в учебное — для развития географического кругозора, приобретения новых краеведческих знаний, формирования межрегиональные связей в молодежной среде, ознакомления с системой обучения в родственных вузах других регионов, изучения вопроса потребности кадров по выбранной профессии.

В нашей программе (проекте) мы рассматриваем не узкий вопрос развития образовательного туризма (как части социального), а создаем модель постоянных (в течение всего года) межрегиональных молодежных обменов создающих дополнительные рабочие места (студенческие тур. бюро), в том числе для молодых инвалидов, а также ветеранов педагогического труда сферы детскоюношеского и молодежного туризма и предусматриваем подготовку (повышение квалификации) кадров через курсовую учебу в системе учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Мы очень заинтересованы в том, чтобы в вузах и колледжах Москвы знали о нашем проекте и проявили интерес к участию в его реализации. В сентябре-октябре мы планируем проведение семинара-совещания по организации студенческих турбюро в этих образовательных учреждениях и обеспечению пилотных межрегиональных обменов студенческими группами.

А.Я. МИНДЕЛЬ, канд. пед. наук, доцент, Заслуженный путешественник России, руководитель Городской инновационной площадки, заведующий лабораторией НИИРПО, г. Москва email: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Журнал "Профессиональное образование. Столица" №9, 2012г.