Печать

Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования

Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин но профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования

  1. Рабочая программа учебной дисциплины - документ, являющийся частью основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП) образовательного учреждения и предназначенный для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта на­чального/среднего профессионального образования (далее - ФГОС НПО/СПО).

Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната.

Рабочая программа учебной дисциплины должна содержать:

  1. титульный лист;
  2. паспорт рабочей программы;
  3. структуру и содержание учебной дисциплины;
  4. условия реализации программы учебной дисциплины;
  5. контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.

2.1. Титульный лист должен содержать:

  1. наименование образовательного учреждения;
  2. наименование учебной дисциплины;
  3. указания по принадлежности рабочей программы дисциплины про­фессии/специальности;
  4. год разработки.

На оборотной стороне титульного листа указывается, на основе каких документов разработана рабочая программа, содержатся сведения об авторе и рецензенте.


2.2 Паспорт рабочей программы включает в себя:

  1. область применения программы;
  2. место дисциплины в структуре ОПОП;
  3. цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дис­циплины;
  4. использование вариативной части ОПОП;
  5. рекомендуемое количество часов на освоение программы дисципли­ны.

Область применения программы содержит сведения о том, частью какой ОПОП может являться данная программа в соответствии с примерной про­граммой (ФГОС НПО/СПО).
Раскрывается возможность использования программы в дополнитель­ном профессиональном образовании с указанием направленности программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки.


Место дисциплины в структуре ОПОП определяет принадлежность дисциплины к учебному циклу (общему гуманитарному и социально- экономическому, математическому и общему естественнонаучному, профес­сиональному) и раскрывает на освоение каких профессиональных и общих компетенций направлена (таблица «Структура основной профессиональной образовательной программы»).


Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины формулируются через знания и умения, которые должен приобрести обучающийся в соответствии с требованиями ФГОС НПО/СПО (таблица «Структура основной профессиональной образовательной программы»). С учетом требований работодателей и обучающихся цели и задачи дисциплины могут быть расширены путем включения дополнительных умений и знаний, реализуемых за счет часов вариативной части.

 


В паспорте рабочей программы должны быть раскрыты возможности использования вариативной части ОПОП, определены темы и количество ча­сов на их изучение, обоснована необходимость включения их в рабочую про­грамму.


Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины включает часы обязательной и вариативной частей ОПОП:

 

  1. максимальной учебной нагрузки обучающегося;
  2. обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося;
  3. самостоятельной работы обучающегося.

2.3 Раздел «Структура и содержание учебной дисциплины» должен со­держать таблицы:

  1. объём учебной дисциплины и виды учебной работы;
  2. тематический план и содержание учебной дисциплины.

В таблице «Объём учебной дисциплины и виды учебной работы» ука­зывается объем часов максимальной, обязательной аудиторной учебной на­грузки, самостоятельной работы обучающихся с учетом вариативной части ОПОП, конкретизируются виды обязательной аудиторной учебной нагрузки, самостоятельной работы и форма итоговой аттестации по дисциплине.


Таблица «Тематический план и содержание учебной дисциплины» включает в себя сведения о наименовании разделов дисциплины, тем, со­держание учебного материала (дидактические единицы), лабораторных ра­бот, практических занятий, тематику самостоятельной работы обучающихся, курсовых работ (проектов) (если предусмотрено), объем часов обязательной и вариативной частей, уровень их освоения.
По каждому разделу указывается:

  1. номер и наименование раздела;
  2. номер и наименование темы.

По каждой учебной теме раздела приводятся:

  1. содержание учебного материала (дидактические единицы);
  2. лабораторные работы и (или) практические занятия (порядковый но­мер и наименование)
  3. контрольные работы;
  4. самостоятельная работа обучающихся.

Содержание учебной дисциплины рекомендуется начинать с введения, где определяется место и роль дисциплины в системе профессиональной подготовки.


При изложении содержания учебного материала в тексте должны быть использованы только понятия и термины, относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приво­диться в русской транскрипции.


Дидактические единицы по темам должны быть направлены на приоб­ретение обучающимися умений, знаний, определенных ФГОС по учебной дисциплине в таблице «Структура основной профессиональной образова­тельной программы».


В содержании рабочей программы должны быть представлены разде­лы, темы и дидактические единицы обязательной и вариативной частей ОПОП. Образовательное учреждение имеет право включать дополнительные разделы, темы и дидактические единицы по сравнению с примерными про­граммами. Перечень лабораторных работ и практических занятий, объем их часов может отличаться от рекомендованного примерной программой, но при этом должен обеспечивать приобретение обучающимися знаний, умений, направленных на формирование профессиональных и общих компетенций, определенных ФГОС НПО/СПО, и соответствовать объему часов, указанно­му в рабочем учебном плане.
Объем часов определяется по каждому разделу, теме. Количество часов по теме распределяется на изучение дидактических единиц учебного мате­риала, выполнение лабораторных работ и (или) практических занятий, само­стоятельную работу обучающихся.


Если по дисциплине предусмотрена курсовая работа (проект), то в кон­це таблицы, раскрывающей содержание обучения, вводится строка «Темати­ка курсовых работ», в которой приводится перечень тем курсовых работ (проектов), показывается количество аудиторных часов, отведенных на её выполнение.
Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц темы. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

    1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
    2. репродуктивный      (выполнение деятельности по образцу, инструкцииили под руководством);
    3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение дея­тельности, решение проблемных задач)
      При планировании самостоятельной внеаудиторной работы обучаю­щимся могут быть рекомендованы следующие виды заданий:
  1. для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изо­бражение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; ра­бота со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными доку­ментами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видео­записей, компьютерной техники и Интернета и др.;
  2. для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лек­ций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебни­ка, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематиза­ции учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, ре­цензирование, реферирование и др.);
  3. подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематиче­ских кроссвордов; тестирование и др.;
  4. для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; вы­полнение расчётно-графических работ;
  5. решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и ди­пломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа;
  6. упражнения на тренажёре; упражнения спортивно- оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных уме­ний с использованием аудио- и видеотехники и др.

2.4 Раздел «Условия реализации программы дисциплины» включает в себя:

  1. требования к минимальному материально-техническому обеспече­нию;
  2. информационное обеспечение обучения.

При определении требований к минимальному материально- техническому обеспечению учебные кабинеты, мастерские, лаборатории, не­обходимые для реализации программы, определяются в соответствии с ФГОС НПО/СПО. Образовательное учреждение имеет право этот перечень расширять и дополнять.
Перечень оборудования и технических средств обучения кабинетов, лабораторий, мастерских и т.д. даются по каждому в отдельности.
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомен­дуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


2.5 Раздел «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины» оп­ределяет результаты обучения и те формы и методы, которые будут исполь­зованы для их контроля и оценки.
Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приоб­ретенные обучающимися умения, направленные на формирование профес­сиональных и общих компетенций, которые переносятся из паспорта про­граммы. Компетенции должны быть соотнесены со знаниями и умениями. Для контроля и оценки результатов обучения преподаватель выбирает фор­мы и методы с учетом специфики обучения по программе дисциплины.

3. Рецензирование рабочих программ осуществляют при их разработке или пересмотре в новой редакции.
Рецензентами рекомендуется назначать ведущих специалистов потен­циальных работодателей, ведущих специалистов отрасли по профилю специ­альности, ведущих преподавателей аналогичных по профилю кафедр вузов, колледжей.

Рецензент представляет свой отзыв в письменном виде и отражает в нем соответствие содержания программы требованиям ФГОС НПО/СПО, со­временному уровню и тенденциям развития науки и производства; оценивает оптимальность содержания разделов, целесообразность распределения по видам занятий и трудоемкости в часах; вносит предложения по улучшению программы и дает заключение о возможности использования в учебном про­цессе.

Подписывая свой отзыв, рецензент указывает Ф.И.О., преподавателем каких дисциплин, какого образовательного учреждения является (если явля­ется сотрудником организации - занимаемую должность, организацию). Подпись рецензента заверяется, ставится печать.

Проект программы должен быть рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии, где заслушивается сообщение составителя (автора) программы, зачитывается отзыв внешнего рецензента. После одобрения про­граммы и занесения соответствующей записи в протокол заседания предмет­ной (цикловой) комиссии программа утверждается заместителем директора по учебной (учебно-методической) работе.

Шаблон рабочей программы: Скачать

Скачать рекомендации