Печать

Рекомендации по разработке рабочих программ профессиональных модулей по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования

Рекомендации по разработке рабочих программ профессиональных модулей но профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования

  1. Рабочая программа профессионального модуля - документ, являющийся частью основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП) образовательного учреждения и предназначенный для реализаций требований Федерального государственного образовательного стандарта начального/среднего профессионального образования (далее - ФГОС НПО/СПО).

Рабочая программа профессионального модуля является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната.

1. Рабочая программа профессионального модуля должна содержать:

  1. титульный лист;
  2. паспорт рабочей программы;
  3. результаты освоения профессионального модуля;
  4. структуру и содержание профессионатьного модуля;
  5. условия реализации программы профессионального модуля;
  6. контроль и оценку результатов освоения профессионального модуля.

2.1. Титульный лист должен содержать:

  1. наименование образовательного учреждения;
  2. наименование профессионального модуля;
  3. указания по принадлежности рабочей программы профессионального модуля профессии/специальности;
  4. год разработки.

На оборотной стороне титульного листа указывается, на основе каких документов разработана рабочая программа, содержатся сведения об авторе и рецензенте.


2.2 Раздел «Паспорт рабочей программы профессионального модуля» должен включать в себя:

  1. область применения программы;
  2. цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля;
  3. использование часов вариативной части ОПОП;
  4. рекомендуемое количество часов на освоение программы профессио­нального модуля.

Область применения программы определяет профессиональные компетенции (ПК) в рамках освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД).
Раскрывается возможность использования программы в дополнительном профессиональном образовании с указанием направленности программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки.


Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля - должны быть сформулированы в практическом опыте, умениях, знаниях, определенных ФГОС НПО/СПО (таблица «Структура основной профессио­нальной образовательной программы»). С учетом требований работодателей и обучающихся цели и задачи модуля могут быть расширены путем включения дополнительного практического опыта, умений и знаний, реализуемых за счет часов вариативной части.

 

В паспорте рабочей программы должны быть раскрыты возможности использования вариативной части ОПОП, определены темы и количество ча­сов на их изучение, обоснована необходимость включения их в рабочую про­грамму.Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессио­нального модуля включает часы обязательной и вариативной частей ОПОП:

  1. максимальной учебной нагрузки обучающегося;
  2. обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося;
  3. самостоятельной работы обучающегося;
  4. учебной и производственной практики.
  5. Раздел «Результаты освоения профессионального модуля» оформ­ляется в виде таблицы, в которую вносятся наименования результатов обуче­ния, представленные профессиональными и общими компетенциями, опре­деленными ФГОС НПО/СПО с соответствующими кодами. Если в рамках модуля за счет часов вариативной части предполагается освоение дополнительных профессиональных компетенций, то они также вносятся в таблицу.
  6. Раздел «Структура и содержание профессионального модуля» должен содержать таблицы:
  7. тематический план профессионального модуля;
  8. содержание обучения по профессиональному модулю.

При разработке тематического плана профессионального модуля не­обходимо учитывать, что наименование раздела должно отражать совокуп­ность осваиваемых компетенций, умений; показывать распределение учеб­ных часов обязательной и вариативной частей ОПОП по разделам и темам как из расчета максимальной учебной нагрузки обучающегося (включая часы практики), так и аудиторных занятий.


Содержание обучения по профессиональному модулю включает в себя сведения о наименовании разделов модуля, междисциплинарных курсов, тем, содержание учебного материала (дидактические единицы), лабораторных ра­бот, практических занятий, тематику самостоятельной работы обучающихся, курсовых работ (проектов) (если предусмотрено), объем часов обязательной и вариативной частей ОПОП, уровень их освоения.


По каждому учебному разделу профессионального модуля приводятся:

  1. номер и наименование раздела;
  2. номер и наименование междисциплинарного курса (курсов);
  3. номер и наименование темы;
  4. виды самостоятельной работы обучающихся;

-виды работ учебной и производственной практик.
По каждой учебной теме профессионального модуля приводятся:

  1. содержание учебного материала (дидактические единицы);
  2. лабораторные работы и (или) практические занятия (порядковый но­мер и наименование);
  3. тематика домашних заданий.

Содержание профессионального модуля рекомендуется начинать с введения, где определяется место и роль модуля в системе профессиональной подготовки.


При изложении содержания учебного материала в тексте должны быть использованы только понятия и термины, относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приво­диться в русской транскрипции.


Дидактические единицы по темам должны быть направлены на при­обретение обучающимися практического опыта, умений, знаний, определен­ных ФГОС по модулю в таблице «Структура основной профессиональной образовательной программы», причём содержание лабораторных, практиче­ских занятий, видов деятельности практики - соответствовать умениям и практическому опыту.


В содержании рабочей программы профессионального модуля должны быть представлены разделы, темы и дидактические единицы обязательной и вариативной части ОПОП. Образовательное учреждение имеет право вклю­чать дополнительные темы, дидактические единицы по сравнению с пример­ными программами. Перечень лабораторных работ и практических занятий, объем их часов могут отличаться от рекомендованных примерной програм­мой, но при этом должны обеспечивать приобретение обучающимися знаний, умений и практического опыта, направленных на формирование профессио­нальных и общих компетенций, определенных ФГОС НПО/СПО.


Объем часов определяется по каждому разделу, теме. Количество часов по теме распределяется на изучение дидактических единиц учебного мате­риала, выполнение лабораторных и (или) практических занятий, видов работ учебной и (или) производственной практик, самостоятельную работу обу­чающихся.
Если по профессиональному модулю предусмотрена курсовая работа (проект), то в конце таблицы, раскрывающей содержание обучения, вводится строка «Тематика курсовых работ», в которой приводится перечень тем кур­совых работ (проектов), показывается количество аудиторных часов, отве­денных на её выполнение.


Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц темы. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

    1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
    2. репродуктивный      (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение дея­тельности, решение проблемных задач).
При планировании самостоятельной внеаудиторной работы обучаю­щимся могут быть рекомендованы следующие виды заданий:

  1. для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изо­бражение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; ра­бота со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными доку­ментами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видео­записей, компьютерной техники и Интернета и др.;
  2. для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лек­ций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебни­ка, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематиза­ции учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, ре­цензирование, реферирование и др.);
  3. подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематиче­ских кроссвордов; тестирование и др.;
  4. для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; вы­полнение расчётно-графических работ;
  5. решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и ди­пломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа;
  6. упражнения на тренажёре; упражнения спортивно- оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных уме­ний с использованием аудио- и видеотехники и др.

2.5 Раздел «Условия реализации программы профессионального моду­ля» должен включать в себя:

  1. требования к минимальному материально-техническому обеспече­нию;
  2. информационное обеспечение обучения;
  3. общие требования к организации образовательного процесса;
  4. кадровое обеспечение образовательного процесса.

При определении требований к минимальному материально- техническому обеспечению учебные кабинеты, мастерские, лаборатории, необходимые для реализации программы профессионального модуля, опре­деляются в соответствии с ФГОС НПО/СПО. Образовательное учреждение имеет право этот перечень расширять и дополнять.Перечень оборудования и технических средств обучения кабинетов, лабораторий, мастерских и т.д. даются по каждому в отдельности.


Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомен­дуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Общие требования к организации образовательного процесса
определяют:
-роль и место профессионального модуля в профессиональной подго­товке рабочего/ специалиста, междисциплинарные связи. Указывают дисци­плины и модули, изучение которых должно предшествовать освоению дан­ного модуля;

  1. условия проведения учебных занятий, внеаудиторной самостоятель­ной работы;
  2. требования к организации курсового проектирования (если преду­смотрено), учебной и производственной практики;
  3. организацию текущего и промежуточного контроля (виды и формы).

Кадровое обеспечение образовательного процесса характеризует тре­бования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам), осуществляющих руководство практикой.


2.6 Раздел «Контроль и оценка результатов освоения профессионально­го модуля» отражает освоение профессиональных и общих компетенций.


В программе профессионального модуля по каждой компетенции рас­крываются основные показатели оценки результата. Показатели оценки под­бираются под каждую профессиональную компетенцию отдельно. При выбо­ре показателей необходимо учитывать, что освоение компетенций проверяет­ся в ходе производственной практики. При необходимости выделенные пока­затели могут служить основой заданий для квалификационного экзамена по профессиональному модулю.
Для контроля и оценки результатов обучения преподаватель выбирает формы и методы, позволяющие проверить освоенные обучающимися компе­тенции. При этом могут быть использованы следующие формулировки:


Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процес­се освоения образовательной программы:
- на практических занятиях (при выполнении и защите лабораторных (практических работ), при решении ситуационных задач, при участии в де­ловых играх, при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефе­ратов, докладов и т.д.);

  1. при выполнении и защите курсовой работы (проекта);
  2. при выполнении работ на различных этапах производственной практики;
  3. при проведении опросов, контрольных работ, зачетов, экзаменов по меж­дисциплинарным курсам, экзамена по модулю.

3. Рецензирование рабочих программ осуществляют при их разработке или пересмотре в новой редакции.
Рецензентами рекомендуется назначать ведущих специалистов потен­циальных работодателей, ведущих специалистов отрасли по профилю специ­альности, ведущих преподавателей аналогичных по профилю кафедр вузов, колледжей.


Рецензент представляет свой отзыв в письменном виде и отражает в нем соответствие содержания программы требованиям ФГОС НПО/СПО, со­временному уровню и тенденциям развития науки и производства; оценивает оптимальность содержания разделов, целесообразность распределения по видам занятий и трудоемкости в часах; вносит предложения по улучшению программы и дает заключение о возможности использования в учебном про­цессе.


Подписывая свой отзыв, рецензент указывает Ф.И.О., преподавателем каких дисциплин, какого образовательного учреждения является (если явля­ется сотрудником организации - занимаемую должность, организацию). Подпись рецензента заверяется, ставится печать.


Проект программы должен быть рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии, где заслушивается сообщение составителя (автора) программы, зачитывается отзыв внешнего рецензента. После одобрения про­граммы и занесения соответствующей записи в протокол заседания предмет­ной (цикловой) комиссии программа утверждается заместителем директора по учебной (учебно-методической) работе.

Шаблон рабочей программы: Скачать

Скачать рекомендации